Мелкая моторика — это скоординированные действия кистей и пальцев рук, которые выполняются в совокупности с нервной, костной, зрительной и мышечной системами.
Учёные доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка, поэтому мелкой моторикой необходимо заниматься с самого младшего возраста.
«Ум ребенка — на кончиках его пальцев» говорил Сухомлинский В.А.
Педагоги вместе с известными учёными доказали, что развивая мелкую моторику, ребенок быстрее учится говорить, писать, логически мыслить. Мелкая моторика нужна для развития важнейших психических процессов: памяти, восприятия окружающего мира, мышления, логики, внимания и речи.
Уровень развития мелкой моторики — один из главных показателей готовности к обучению ребёнка в школе. Недостаток развития мелкой моторики может привести к таким последствиям:
-
отсутствие интереса к рисованию, лепке и другим видам деятельности;
-
сложности с адаптацией к образовательному процессу в школе (ребёнок хуже воспринимает новый материал, плохо читает, поэтому темп обучения ему кажется слишком быстрым и сложным);
-
недостаточное развитие творческих способностей, мышления и внимания;
-
неспособность ровно провести прямую линию, правильно запоминать и писать цифры или буквы;
-
если попросить его нарисовать картинку, он в большинстве случаев не может правильно разместить предметы на пространстве листа, ему не хватает фантазии, нет разнообразия цветов и чёткого сюжета;
-
такие дети позже начинают говорить, у многих наблюдаются дефекты речи, которые сложно поддаются корректировке даже во время занятий со специалистами.
Чтобы ребёнок развивался гармонично, обязательно нужно с ним заниматься с самого рождения, совершенствуя мелкую моторику рук. Сегодня существует множество авторских методик, развивающих игрушек и занятий, которые проводятся в игровой форме и помогают узнавать новую информацию через тактильные ощущения. Можно с ребенком проводить:
-
массаж кистей рук и пальцев;
-
игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками;
-
пальчиковую гимнастику;
-
графические упражнения, штриховки;
-
лепку из пластилина;
-
собирание конструкторов и мозаик;
-
рисование и раскрашивание;
-
вырезание ножницами;
-
работу с бумагой, складывание оригами, аппликации;
-
игры с верёвочкой, шнуровку.
В 6–7 лет ребёнок идёт в школу, поэтому он должен быть морально и интеллектуально готов к новому этапу своей жизни. Уроки предусматривают соблюдение дисциплины, быстрое улавливание и понимание нового материала, способность хорошо запоминать и повторять задания. В этом возрасте все упражнения направлены на развитие речи и письма, навыков чтения. Именно поэтому родителям стоит уделить особое внимание совершенствованию мелкой моторики.