Развиваем мелкую мотрику

Мелкая моторика — это скоординированные действия кистей и пальцев рук, которые выполняются в совокупности с нервной, костной, зрительной и мышечной системами.

Учёные доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка, поэтому мелкой моторикой необходимо заниматься с самого младшего возраста.

«Ум ребенка — на кончиках его пальцев» говорил Сухомлинский В.А.

Педагоги вместе с известными учёными доказали, что развивая мелкую моторику, ребенок быстрее учится говорить, писать, логически мыслить. Мелкая моторика нужна для развития важнейших психических процессов: памяти, восприятия окружающего мира, мышления, логики, внимания и речи.

Уровень развития мелкой моторики — один из главных показателей готовности к обучению ребёнка в школе. Недостаток развития мелкой моторики может привести к таким последствиям:

  • отсутствие интереса к рисованию, лепке и другим видам деятельности;

  • сложности с адаптацией к образовательному процессу в школе (ребёнок хуже воспринимает новый материал, плохо читает, поэтому темп обучения ему кажется слишком быстрым и сложным);

  • недостаточное развитие творческих способностей, мышления и внимания;

  • неспособность ровно провести прямую линию, правильно запоминать и писать цифры или буквы;

  • если попросить его нарисовать картинку, он в большинстве случаев не может правильно разместить предметы на пространстве листа, ему не хватает фантазии, нет разнообразия цветов и чёткого сюжета;

  • такие дети позже начинают говорить, у многих наблюдаются дефекты речи, которые сложно поддаются корректировке даже во время занятий со специалистами.

Чтобы ребёнок развивался гармонично, обязательно нужно с ним заниматься с самого рождения, совершенствуя мелкую моторику рук. Сегодня существует множество авторских методик, развивающих игрушек и занятий, которые проводятся в игровой форме и помогают узнавать новую информацию через тактильные ощущения. Можно с ребенком проводить:

  • массаж кистей рук и пальцев;

  • игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками;

  • пальчиковую гимнастику;

  • графические упражнения, штриховки;

  • лепку из пластилина;

  • собирание конструкторов и мозаик;

  • рисование и раскрашивание;

  • вырезание ножницами;

  • работу с бумагой, складывание оригами, аппликации;

  • игры с верёвочкой, шнуровку.

В 6–7 лет ребёнок идёт в школу, поэтому он должен быть морально и интеллектуально готов к новому этапу своей жизни. Уроки предусматривают соблюдение дисциплины, быстрое улавливание и понимание нового материала, способность хорошо запоминать и повторять задания. В этом возрасте все упражнения направлены на развитие речи и письма, навыков чтения. Именно поэтому родителям стоит уделить особое внимание совершенствованию мелкой моторики.