Развитие связной речи у детей

N1

Снегирь и сорока, клест и синица – зимуют у нас эти чудные птицы.

А Егор нам про них все расскажет и указкой на схеме части их тела покажет.

N2

Наша Лера нам расскажет, а Илья нам все покажет.
Как мы едем на лыжах, как мы мчимся с горы, как мы любим забавы холодной поры.

N3

Рита и Рома, вам сказка про трех поросят знакома?
Подробно по порядку рассказывают её дети, как спаслись от волка поросята эти.

N4

По серии картинок составим мы рассказ.

Как весело на елке новогодней будет у нас.

N5

На мягкой ковролиновой основе покажем и расскажем с Сашей мы сейчас  увлекательный рассказ.

Про то, как по утрам яркое солнышко радует нас, и зайчик косой пробежит здесь сейчас.

N6

Ника и Артем с игрушками играли, сказку сами сочиняли.

Как одна девочка в лес ушла, волшебный горшочек у озера нашла… . Вот такой интересной сказка была.

N7

Дети собрались в хоровод они знают, где какое домашнее животное живет.

Какое животное лает, какое ржет, а какое молоко дает.

 

Работа по развитию связанной речи ведется по следующим направлениям:

Обогащение словарного запаса; обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов

Коррекционное обучение включает в себя работу над словом, словосочетаниями предложением. Указанные направления коррекционной работе тесно связаны между собой. Так уточнение и расширения словаря осуществляется в ходе работы над предложением. Основной задачей словарной работы является уточнение имеющегося словаря и его обогащение. Среди многочисленных приемов словарной работы, которые могут быть использованы на логопедических занятиях, можно выделить следующие:

  1. Употребление  расширенного значения уже известных словосочетаний
  2. Постановка разных по форме вопросов, которые носят сначала характер подсказывающих, а затем требуют самостоятельных ответов.
  3. Подбор названий предметов к действиям и название действий к предметам.
  4. Распостранение предложений путем введения обстоятельств причины ,следствия, условия , цели.
  5. Составление предложений по опорным словам

Обучение рассказыванию

Обучение рассказыванию занимает большое место в общей системе логопедических занятий и проводиться в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Первые небольшие самостоятельные рассказы детей должны быть связаны со знакомой наглядной ситуацией.   Постепенно задания должны усложнятся: дети должны запомнить и совершить большее число действий, а затем рассказать о последовательности их выполнения.  При этом когда ребенок рассказывает, остальные дети внимательно слушают его рассказ, исправляя ошибки и неточности. Составление таких рассказов по демонстрируемым действиям является неотъемлемой частью работы по развитию у детей связанной речи.

Составление рассказов – описаний.

Обучение детей  составлению рассказов описаний проводиться при прохождении каждой лексической темы . Например «зимующие птицы», дети составляют рассказ опираясь на схемы, где изображены части тела птиц, их повадки и рисунок кормушки, уточняется чем птицы питаются.

Рассказы по серии сюжетных картинок.

Рассказы по картинкам имеют большое значение для развития навыков самостоятельной речи . Сери картинок помогают ребенку разобраться в последовательности событий .Если в начале занятия направлено внимание по средствам вопросов на процесс развёртывания действий, то затем ребенок сам научается выделять основные моменты в содержании рассказа. Составление рассказов по картинкам способствует уточнению значений известных ребенку слов и усвоению новых Новые слова запоминаются не механически, а в процессе их активного использования. В ходе работы над рассказами по серии картинок дети овладевают навыками диалогической речи.

Приемы работы с сюжетными картинками.

1.Дети рассматривают серию сюжетных картинок, затем читается рассказ, после чего каждому ребенку даётся по одной картинке – эпизоду. После повторного чтения дети должны показать соответствующие картинки.

2.Детям раздаются предметные картинки и показываются сюжетные картинки, сопровождая их рассказом. Дети должны подобрать предметные картинки к данной серии сюжетных картинок.

3.Читается рассказ и раскладываются картинки на наборном полотне, затем их убирают и предлагают детям самостоятельно их разложить и повторить рассказ.

4.По расставленным картинкам на наборном полотне задаются вопросы по их содержанию, устанавливается причино –следственная отношения.

5.Детям раздаются серии картинок для определения их последовательности. Начинается рассказ по первой картинке, дети должны продолжить его по своим картинкам

6.Составя рассказ по серии картинок , ребята придумывают ему название , а так же дополняют его предыдущим или последующим событием.

7.После составления рассказа по серии сюжетных картинок дети передают его содержание в лицах.