Ребёнок индивидуален, и у каждого ребёнка свой темп обучения. При обучении грамоте знакомство с буквой в основном происходит очень быстро. Дети не успевают запомнить графический образ буквы, забывают или путают её название, при написании неправильно располагают букву в пространстве.
Для того чтобы ребёнок прочно усвоил буквы, он должен пройти следующие этапы их изучения.
Основное направление: от звука к букве (устанавливается ассоциация между слухопроизносительным образом звука и зрительным образом буквы). Следуя онтогенетическому принципу обучения, «идут» от целостного образа буквы к расчленённому (от синтеза к анализу), от крупных единиц к мелким (сначала изучают заглавные потом строчные).
Про гласный [Я] должны мы рассказать, его мы можем даже показать. Ведь состоит он из [Й] и [А] посмотрите и запомните друзья!
Ладошки крепко мальчики сцепили, букву Ж изобразили!
-
Выделение изучаемого звука из слов.
Изучаемый звук должен находиться в сильной позиции, то есть в начале слова в ударном слоге (желательно без стечения согласных).
-
Называние буквы.
Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить графически, то есть буквой. При этом буквы обязательно называются твёрдыми звуками, например звук [с] обозначается буквой С, • а не ЭС или СЭ.
-
Знакомство с печатной буквой. Демонстрация буквы.
Предлагается буква, написанная простым шрифтом среднего размера в чёрно-белом варианте. На начальных этапах изучения буквы желательно использовать именно чёрно-белый вариант, чтобы ребёнок не отвлекался на цвет. Позднее, когда буква усвоена, для чтения можно использовать буквы любых цветов.
-
Подбор зрительного образа к букве (вариант ребёнка).
Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми и т. п. Инициатива у детей.
Важно, чтобы ребёнок самостоятельно представил образ буквы. Причём у каждого ребёнка будет свой зрительный образ.
-
Сопоставление печатной буквы с графическим образом (вариант педагога).
Благодаря графическому образу дети легче запоминают характерные особенности буквы. Важно, чтобы педагог предлагал вариант графического образа уже после того, как ребёнок представил свой.
Желательно, чтобы в названии графического образа, предлагаемого педагогом, звук, обозначенный данной буквой, находился в сильной позиции. Например, буква О похожа на обруч, а У — на уши.
Со шнурками мы играли, ими буквы шнуровали, значит, лучше их запоминали.
Буквы заболели у нас вот так да! Диана как доктор полечит их всегда. Букву быстро может она узнать и недостающий элемент у неё дописать.
-
Предлагается стихотворное описание графического образа буквы.
Например:
-
О как обруч. Захочу -По дороге покачу!
-
Букву Г я не боюсь, Г-не злой, а добрый гусь.
Данные стихи дают целостное описание зрительного образа. Можно предложить детям эти строчки для заучивания наизусть.
-
Анализ буквы.
Дети определяют следующее:
— из каких элементов состоит буква;
— из скольких элементов состоит буква;
— как расположены эти элементы в пространстве.
-
Конструирование и реконструирование букв.
Операции проводятся на печатных (позднее рукописных)буквах.
Оборудование: палочки (счётные), спички, полоски бумаги, верёвка или шнурок, элементы букв, вырезанные из бумаги, элементы конструктора.
Выкладывание букв из палочек, спичек и т. д.
Дети знакомятся с тем, что все буквы состоят из частей (элементов); комбинируя эти части, можно составить буквы.
-
Знакомство с объёмным вариантом буквы.
Например, буква изготавливается из пенопласта. При ощупывании буквы развиваются операции стереогноза.
-
Развитие тактильного восприятия буквы.
Дети пальцем обводят контуры буквы, изготовленной, например, из наждачной бумаги (бархатной).
Леша строит букву из осколков. На букву «Е» похожа буква «Ё» лишь только сверху точки у неё. Три слова назовешь на «Ё» ёлка еж и ёрш и все ужасно колко как осколки и ёж и ёрш и ёлка.
Чтобы лучше буквы запоминать и быстрее хорошо научиться читать, мы их можем на ладони написать и даже пальчиком на лице рисовать.
-
Закрепление (автоматизация) образа буквы.
Используются следующие приёмы:
— вырезание буквы ножницами;
— лепка буквы из пластилина;
-выкладывание буквы из геометрических фигур, мозаики, семян и т. п.
-
Знакомство с траекторией движений при написаний
буквы.
— обведение буквы пальцем по гладкой поверхности;
— обведение буквы по трафарету;
— обведение буквы по контуру;
— запись буквы в воздухе;
— запись буквы мокрым пальцем на доске, на стекле, на песке и др.
— письмо буквы на ладони, на спине (дермолексия).
-
Автоматизация звукобуквенных связей.
Предлагаются дидактические игры:
-пантомима «Живая буква» (дети изображают букву всем телом);
— изобрази букву с помощью пальцев;
— нахождение буквы по образцу: «Найди такую же букву, как я покажу!»;
— нахождение буквы без опоры на образец: «Найди букву, которую я назову!»;
— называние буквы: «Какая это буква? Назови!»;
— определение буквы, написанной на спине, ладони: «Какую букву я написала?»;
— нахождение букв среди других знаков (букв другого алфавита, нот, математических знаков, цифр и т. д.);
-узнавание букв, написанных разными шрифтами (в том числе и декоративными);
— нахождение буквы в различных сюжетных изображениях;
— узнавание буквы, изображённой пунктиром;
— узнавание буквы, по-разному расположенной в пространстве;
— узнавание букв, спрятанных внутри изображения предметов;
-узнавание букв, наложенных друг на друга (7 лет — от 2
и максимум до 7-9 букв);
— узнавание букв, написанных в условиях зашумления и т. п. -узнавание недописанной буквы;
— узнавание правильно и неправильно написанных букв.
-
Самостоятельное написание буквы.