Связная речь неотделима от мира мыслей; связность речи это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. Потому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
В посвященных развитию связной речи исследованиях М.М. Кониной, Л.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, П.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.Г. Усовой и др. отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях.
Исходя из опыта работы с детьми, имеющими, общее недоразвитие речи особую значимость приобретает проблема сложного дефекта при котором нарушения речи сопровождаются другими отклонениями психических процессов, вторичными, природа которых разнообразна. Общее недоразвитие речи отрицательно сказывается на нервно — психическом состоянии детей, значительно снижая их двигательную активность и ориентировку в пространстве, влияют на развитие познавательной деятельности и формирование общего речевого статуса.
А также некоторая обедненность чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы в целом: в особенностях накопления словаря, понимании смысловой стороны речи и функционального назначения слова, в овладении грамматическим строем речи, развитии связной речи, в усвоении выразительных средств.
Логопедическая работа в ДОУ по развитию речи детей с речевыми нарушениями опирается на общедидактические принципы построения коррекционной помощи детям с общим недоразвитием речи.
Задача учителя — логопеда состоит в обогащении словаря через введение новых лексических единиц, овладение навыка словоизменения и словообразования, активизации речевой деятельности, формирование специальных речевых умений и навыков, подготовке детей к практическому усвоению грамматических признаков слов.
Работа над обиходно — бытовым словарем и закреплением речевых умений и навыков на занятиях, во вне учебной, игровой деятельности, общении ведется воспитателем и родителями.
Руководство коррекционной работой по формированию инициативной речи осуществляется логопедом. Он обучает дошкольников правилам построения текстовых высказываний, формирует коммуникативные умения, знакомит с моделью описания единичных предметов, активизирует речевую деятельность детей по описанию наглядно воспринимаемого материала.